NotaBene е електронно списание за философски и политически науки. Повече за нас

КОНЦЕПЦИЯ СОЛИДАРНОСТИ В ИСЛАМСКОМ МИРЕ

Брой
51 (2021) Водещ броя: Гергана Попова
Рубрика
Тема на броя
Автор
Амина Таваккуль Алиева Институт Востоковедения Национальной Академии Наук Азербайджана, aminaliyeva@mail.ru

КОНЦЕПЦИЯ СОЛИДАРНОСТИ В ИСЛАМСКОМ МИРЕ

Амина Таваккуль Алиева

 

Солидарность – это социальная связь взаимной приверженности и зависимости между людьми, которые относятся к благосостоянию других людей, обычно членов группы, связанных общей судьбой (семья, деревня, профессия, компания, нация, и т.д.) (Encyclopédie, vol. 15) В более широком плане национальная солидарность организуется, например, путем уплаты налогов, усилий каждого на благо целого. В этом смысле «концепция солидарности - это прежде всего правовая концепция социального права».(Théry and Schulz 1997:159).

«Солидарность» была механизмом римского права. Возвращаясь к истокам, отметим, что «солидум» означал долг или обязательство одного человека взять на себя ответственность за всю совокупность, к которой он принадлежит. Очевидно, что это  обязанность одного человека, который должен взять на себя ответственность за другого по юридическим или моральным соображениям. Здесь, к юридическому воплощению концепции добавляется экономическое значение.

В Энциклопедии Дидро и Даламбера  под названием «Торговля» дается следующее определение солидарности: «... это качество обязательства, в котором несколько должников берут на себя обязательство выплатить сумму, которую они заимствуют или должны; так что общая задолженность должна выплачиваться  каждым из них, без учета того, кем взяты обязательства» (Encyclopédie, vol. 15:252).

В Европе термин употребляется с 1665 года, как «способность жить в обществе», в энциклопедии он представлен и как идея взаимозависимости между людьми, так и обязанность взаимной помощи. Для эпохи Просвещения человек «создан для жизни в обществе», в котором уже существуют естественные связи: семейные, кровные …  «... это, по-видимому,  ТВОРЕЦ Он (Бог) хотел, чтобы связи крови и рождения составляли среди людей более широкий союз, который он желал бы установить среди них.»( Encyclopédie, vol. 15:252). Здесь мы говорим о «солидарности» как более привычном принципе в правовых контекстах со следующим определением: «Солидарность ... является обязательством, в котором каждая из сторон должна в полном объеме выплатить долг по контракту».

Такую солидарность воплощает закон или соглашение. Формула «один за всех-все за одного» появляется впервые в 1773 году  и относится к коммерческому праву. Но в более масштабных контекстах, она приобретает иной смысл. Известно, что на Национальном собрании 28.10.1789 Мирабо (1) заявил: «Для морали важно, чтобы она (концепция -А.А.) сформировалась...как понятие общественной и частной веры». (Ferdinand 1967). Здесь понятие впервые сталкивается с политико-идеологическим смыслом. Концепция солидарности была разработана Эмилем Дюркгеймом (Émile Durkheim 1858-1917) – французским мыслителем, одним из создателей социологии как самостоятельной науки, основоположником профессиональной социологии. Центральная социологическая идея Дюркгейма — идея общественной солидарности. Отталкиваясь от двух категорий общества — традиционного и современного, он выделяет два типа социальной солидарности. Э. Дюркгейм ввел понятия «механической» и «органической солидарности» («mechanical» and «organic solidarity») в рамках его теории развития обществ, описанной в работе «О разделении общественного труда» (1893). Общество, которое демонстрирует механическую солидарность, его сплоченность и интегрированность произрастает из  однородности индивидуумов: люди чувствуют взаимную связь через общую работу, образование, религию, образ жизни. Механическая солидарность обычно присутствует в «традиционных» и малых обществах (Encyclopédie, vol. 15).

В простых (то есть племенных) обществах солидарность преимущественно основана на родственных связях в рамках семейных «сетей». Органическая солидарность рождена взаимозависимостью, как следствие разграничения труда, а также различного рода связей между людьми. Солидарность такого типа встречается в «современных» и «промышленных» обществах. (Дюркгейм 1991: 107). Э. Дюркгейм дает следующее толкование концепции- это социальное единство (socialcohesion)  завязанное на взаимозависимости индивидуумов в развитых обществах. Хотя индивидуумы выполняют разные задачи, являясь носителями различных ценностей и интересов, порядок в обществе и социальная солидарность в нем строятся на их общем доверии в выполнении конкретных задач. Слово «органическая» здесь выражает взаимозависимость составных частей. (То есть, фермеры производят пищу, которая кормит заводских рабочих, которые, в свою очередь, производят тракторы и прочую технику, позволяющую первым производить пищу). Если механическая солидарность  предполагает поглощение индивида коллективом, то органическая подразумевает развитие личности, основанное на разделении труда. У людей есть взаимодополняющие социальные функции, и их отношения требуют тесного сотрудничества.

Итак, разделение труда  есть источник социальной солидарности, а проблемы и конфликты современнного общества ученый объясняет как простое отклонение от норм, вызванное недостаточной  слаженностью отношений между главными классами общества.

Выше была изложена  хроника возникновения теории «солидарность» в европейской историографии. Однако, источники указывают на то,что основоположником данной концепции был Ибн Халду́н арабский философ, историк, социальный мыслитель (1332- 1406) (Смирнов, 2008: 176).

В своем историческом труде «Ал -Мукаддима» (Введение в историю) (Смирнов, 2008:187-217) Ибн Халдун анализировал причины подъёма и упадка стран и народов. Ещё до Адама Смита им была открыта ценность и необходимость разделения труда. Он опередил Рикардо в открытии трудовой теории стоимости, и до Джона Кейнса рассмотрел роль государства в стабилизации экономики. (Ibn Khaldun 1868: 10).

Из его биографии известно, что с 1382 г. мыслитель жил в Каире, занимая должность профессора, а затем верховного кади (шариатский судья) маликитов. Когда в Сирию (в то время, владения египетского султана) вторгся Тамерлан, Ибн-Хальдун, сопровождавший своего правителя во время беседы с Тамерланом, рассказал последнему свою теорию племенной солидарности (асабия) (2). В социологическом смысле слово асабия переводится как понятие группы или  коллективной солидарности. Основные положения теории асабии разрабатывались для объяснения истории Магриба в Северной Африке. Аргументация Ибн Халдуна начинается с постулата, что человек не может жить вне группы и нуждается в сотрудничестве и поддержке товарищей и лишь крепко спаянная группа  обеспечит защиту. Принадлежность к коллективу необходима также для приобретения ремесленных и технических навыков и для интеллектуального общения.

Следующее утверждение – различные группы имеют несходные способности для совместных действий. Отсюда вытекает понимание иерархической природы этнических групп, где каждый уровень имеет собственную асабию. Для того чтобы не распасться, группа высшего уровня должна обладать более сильной асабией. Кроме того, Ибн Халдун подчеркивал, что лидерство или правление в группе должно быть за семейством или родом, имеющему самые сильные и естественные права управлять другими асабиями. Асабия по Ибн Халдуну является результатом «социального общения, дружеских связей, длительных знакомств и товарищеских отношений».

Один из главных пунктов теории, рассмотренный ученым – это соотношение коллективной солидарности и силы государства. В ограниченном маломасштабном аграрном обществе Магриба способность к коллективному действию была ключом к выживанию. Изолированные общества, в модельном примере Ибн Халдуна – общества «Пустыни» имеют лишь необходимые предметы и не подвергаются влиянию роскоши «Горожан».

Интересен в историческом и человеческом плане цикл  – обладающие более высокой асабией племена «Пустыни» побеждают цивилизованных «Горожан» с низкой асабией и основывают правящую династию. Однако в условиях цивилизованной жизни асабия неизбежно снижается, и приблизительно через четыре поколения становится настолько низкой, что государство разрушается в результате внутренних конфликтов.

По Ибн Халдуну асабия - это концепция, излагающая сплоченность человеческих обществ, независимо от их конкретной формы и, таким образом, на этой базе могут быть рассмотрены как семейные общины, так и первобытные и современные общества. Чем больше общество ближе  к распаду социальной группы, тем  появление новой, а с ней и новой асабии в других местах обитания человеческого сообщества. Главные члены новой асабии, к глубокому сожалению, преследуются доминирующей империей в качестве варваров.(Röttgers www.fernuni-hagen.de/imperia/md/.../tehran.pdf).

Цикл асабия, описанный Ибн Халдуном, был применим для всех цивилизаций до современной эпохи. Кочевые нашествия завершались принятием религии и культуры тех цивилизаций, которых они завоевывали. Это касается арабских, берберских, турецких и монгольских нашествий, в ходе которых покоренные народы принимали их религию и культуру, За пределами мусульманского мира цикл асабия прослеживается и другими архаичными обществами, будь то в Китае, Европе (варварские вторжения завершались принятием христианства и греко-римской культуры) или в Индии.

Система ислама с самого возникновения отказалась от разделения элементов индивидуальной или коллективной жизни: конечная цель человека, как и общества едина - служить Богу и исполнять его Закон. Божественный закон утверждает себя как кодекс обязанностей. Каждый принявший и соблюдающий заповеди ислама соглашается на подразумеваемый контракт: он не имеет права на иные обязанности, кроме  как установленных Богом, однако социальный кодекс требует: все верующие, взаимно уважают права всех членов сообщества. Это краеугольный камень морального и правового  подхода к мусульманской системы правосудия (Ghalioun 1991).

Развитие технологий, происходящие в современном мире, изменили данные осолидарности в арабо-мусульманском мире. Промышленный рост, демографическое давление, ускоренная урбанизация, импорт новых технологий, возникновение национализма и развитие авторитарных государств спровоцировали драматический разрыв с прошлым (с исконной солидарностью былых столетий, а также с экологическими и антропологическими реалиями прошлого). Всё это в совокупности радикально изменило как условия формирования солидарности, так и социально-политическое единство. Эти социально-экономические, политические, культурные и технические новшества коренным образом  преобразовали истинную идею солидарности, какой она была представлена в нормативных трудах (Коран и его экзегеза, пророческая традиция и мысли о великих мусульманских богословах).

Заключение. Интеллектуальный и политический современный исламский мир неотделимый от открытой демократии, вероятно, в скором времени, создаст условия для перехода  к «современной философии»прав человека. В странах, где религиозные дискурсы остаются в центре социальной среды, роль теологов велика и важна для появления, создания и реализации новых принципов солидарности и человеческой личности. Государства, в которых существует догматическое разделение на верных и неверных, следуя принципам солидарности, основоположником которой был мусульманский мыслитель, сможет приобщится к современным устоям свободы, равенства, секуляризма и создать новые механизмы солидарности.

 

1. Оноре Габриэль Рикетти, граф де Мирабо (фр. Honoré Gabriel Riqueti, comtede Mirabeau; 1749-1791) – деятель Великой Французской революции, один из самых знаменитых ораторов и политических деятелей Франции, масон. Сын известного французского экономиста и философа — Виктора де Мирабо.

2. Асабия. Эта концепция используется арабским средневековым философом Ибн Халдуном, описавшему арабскую культуру и арабские территории. Этот термин относится к социальной солидарности с акцентом на единство, групповое сознание и социальную сплоченность. Концепция известная в доисламскую эпоху, была популяризирована Пролегоменами Ибн Халдуна, которые описывают это как фундаментальное звено человеческого общества..

 

References:

1. Durkheim, E. 1991.O razdelenii obshchestvennogo truda. Metod sotsiologii, Moskva.

 2. Smirnov, A. V. (Sost.) 2008. Vvedeniye v istoriyu („Al-Mukaddima“). // Istoriko-filosofskiy yezhegodnik 2007, Moskva.

3. Sorokin, P. 1992. Chelovek. Tsivilizatsiya. Obshchestvo. (Red. i sost. A. Yu. Sogomonov) Moskva: Politizdat, 176.

4. Encyclopédie, vol. 15 https://fr.wikipedia.org/wiki/

5. Ghalioun, B. 1991. Le Malaise arabe - L'Etat contre Ia société. La Découverte.

6. Ibn Khaldun, 1868. Аl-Muqadd.ima, trad. franç. de Slane sous le titre Les ProlÉgomèn'es d''Ibn Khal.dûn,3 vol. Paris, Impr. Nationale, repr. Paris, éd. Maisonneuve et Larose.

7. Karatas, Selim Cafer. 2011. 10 http://apnaorg.com/books/english/ibn-e-khuldun/ibn-e-khuldun.pdf

8. Röttgers, K. Théorie et pratique politique de la fraternité et de la solidarité dans la tradition européenne. Hagen, Germany www.fernuni-hagen.de/imperia/md/.../tehran.pdf

9. Théry, I. &  M. Schulz. 1997. Le contrat d'union sociale en question. // Esprit, no 236,‎ p. 159-211.