NotaBene е електронно списание за философски и политически науки. Повече за нас

ФЕНОМЕН ИНОСТРАННОГО ЛОББИЗМА В МЕЖДУНАРОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ США

Брой
60 (2023) Водещ броя: Гергана Попова
Рубрика
Подиум
Автор
Саида Кязимова, Института Истории имени А.А.Бакиханова, Азербайджанская Республик
PDF формат
Свали статията в PDF формат

 

ФЕНОМЕН ИНОСТРАННОГО ЛОББИЗМА В МЕЖДУНАРОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ США

Саида Кязимова, Института Истории имени А.А.Бакиханова, Азербайджанская Республик

Orcid:org//0009-0006-5710-7329

Введение: Иностранный лоббизм достаточно распространенное явление. Все государства с целью проведения необходимой для них политики всегда старались создавать недипломатические центры силы и в настоящее время этот процесс продолжается. Вместе с тем, также известно, что открытая поддержка инсотранного лоббизма и влиятельных лиц со стороны зарубежных государств, проявила себя относительно недавно. В течение длительного времени в США «иностранный лоббизм» прежде всего, воспринимался как «обеспечение определенных внешнеполитических интересов». Закон «О регистрации иностранных агентов» от 1938 года также отражал данную сущность иностранного лоббизма [1,с.76] . Этот закон обязывал иностранных агентов проходить регистрацию и вести отчетность о своей деятельности. В 60-70 г.г. прошлого столетия, наиболее успешно  воспользовавшимися сложившимися условиями и создавшими сильное зарубежное лобби, были Израиль и Тайвань. Израильское лобби сохраняет свой прежний потенциал, сконцентрировав, евреев Америки, представляющих собой влиятельный електорат.

Однако, вместе с тем, необходимо отметить, что в последнем квартале прошлого столетия мировая экономика стала глобализироваться и на рынке интересы местных производителей тесно переплелись с интересами зарубежных производителей. В реальности иностранный лоббизм, с течением времени все сильнее и шире распространяется во внутренний лоббизм, превращаясь в его неотъемлемую часть. Внутренний лоббизм в свою очередь тесно проникает в иностранный лоббизм и часто бывает невозможно различить их границы.

Непосредственное проникновение иностранного лоббизма в экономику США связано азиатским капиталом, представляющим усилившиеся группы давления. В США иностранный лоббизм характеризуется тремя основными чертами: [2,с.105]

1.                  Сильное влияние японского лоббизма, основанного в 70-ые г.г. XX века;

2.                  Усиление китайских групп давления, которых можно сравнить с японскими группами.

3.                  Сильная реакция на покровительство американского общества.

Основная часть: Для современного лоббизма США кроме вышеуказанной тенденции -распространения иностранного лобби во внутренную политическую борьбу, свойственны еще две тенденции развития.

Первая, рост значения роли влияния косвенного лоббизма на государственные органы. Это проявляется не только в организации массовых компаний, отражающих мнение населения, но также в методах лоббизма, в технологиях связи с общественностью, в СМИ, в формировании общественного мнения на основе различной комбинации рекламных технологий и т. д.

Вторая, переход деятельности лоббизма с федерального уровня к уровню штатов. Данные тенденции между собой взаимосвязаны и проводятся в жизнь постредством взаимной вариации форм и методов политического опыта. Реальностью является то, что после Второй Мировой войны рост роли США в мире и превращение их в один из мировых центров силы привел многие страны к желанию воспользоваться их разносторонним потенциалом, в том числе и их финансовыми ресурсами. В этом направлении была создана и  необходимая нормативно-правовая база. Так, в 1975-ом году был принят закон «О регистрации иностранных представителей» (Foreign Agents Registrations Act-FARA) [3, с.241]. Согласно этому закону для ведения деятельности по лоббированию иностранное государство и нанимаемая им организация должны пройти регистрацию в Министерстве Юстиции. Это преследовало собой не столько контроль деятельности по лоббированию, а скорее для определения происхождения лоббистских структур. Согласно принятому в 1995 году Закона «Об открытости деятельности по лоббированию» иностранцы должны были наравне с Министерством Юстиции проходить регистрацию в Конгрессе США [4,с.116].

Деятельность по лоббированию иностранных государств по своим формам и методам можно сказать не отличается от других группировок. Такого рода лоббисты наряду с вышеуказанными организациями используют авторитет компаний, работающих в их странах, а также существующих этнических лоббистов. Ярким примером такого лоббирования является опора этнического лоббизма Израиля и Армении на механизмы влияния на систему внешнеполитической деятельности США.

В конце XX века по степени развития своих финансовых рынков, основываясь на комбинацию прямых и косвенных методов лоббирования, а также применение передовых современных технологий, самыми крупными лобби были лоббические группы Китая и Японии, которые отличались от других групировок. Принимая во внимание данную особенность, с целью более точного понимания возможных воздействий лоббистской деятельности иностранных государств на международную деятельность США было бы целесообразно более подробно изучить опыт в данной сфере.

Усиление влияния японского бизнеса в США начала постепенно увеличиваться с 50-х годах прошлего столетия. Уже в 70-х г.г. внимание к этому феномену резко возросло [5,с.46]. Также известно, что для убеждения американцев в положительной роли японского капитала японцами были использованы специальные компании по связам с общественностью. В то время задачей лоббистских групп было не принятие новых законопроектов, а сохранение в данной области существующего положения статус-кво. Естественно, что имея крупный торговый оборот между двумя странами, Япония и ее корпорации имели адекватно мощный аппарат своего лобби. По данным 1975 года, численность иностранных агентов, вышедших из Японии составила 56 человек, что больше соответствующих показателей других государств [6,с.37]. Для сравнения отметим, что на втором месте с численностью агентов в количестве 35 человек была Мексика.

Структура этого лобби, как говорят американцы состоит из «Японской корпорации». Под этим понимается деятельность государственных органов Японии и частных корпораций в виде единого фронта. Такая поддержка частных производителей со стороны японского правительства долго оставалась для американских компаний непреодолимой проблемой. В качестве первой ступени лоббирования, проявляевшей высокую степень активности выступало и продолжает выступать японское посольство [7, с.58]. На этой же ступени действуют и главные инструкторы посольства в данной области-представители Министерства промышленности и внешней торговли Японии.

На вершине второй ступени стоят две главные организации [8,с.51]:

1) Объединение всех промышленных компаний Японии, действующее на территории США посредтсвом своих представителей Keydanren;

2) Cозданная в 1955 году и с тех пор, отстаивающий интересы Японии и американских корпораций действующих в Японии, Американо-японский Торговый Совет (АЯТС).

Более тысячи японских и американских компаний являются членами АЯТС. К этой ступени также относятся многочисленные японские ассоциации и торговые центры промышленного сектора, расположенные в главных городах США.

Управления по лоббированию и общественным связам представительств японских корпораций в США, также сами японские компании, посольства, АЯТС до 1995-го года проходили регистрацию как иностранные агенты, а в настоящее время нанятые другими организациями лоббистские фирмы, проходят регистрацию в качестве лоббистов и представляют собой третью ступень [9,с.70].

И наконец, лоббистский аппарат американский компаний, входящих в АЯТС, а также косвенно связанные с японскими интересами через американские компании группы давления и заинтересованные группы составляют четвертую ступень.

Защитой каких законопроектов и интересов выделялось японское лобби? Для ответа на этот вопрос нужно выделить пять основных целей Японии в сфере лоббирования.

Первое, это задержка принятия решений Конгресса по поводу проведения операций купли-продажи в отдельных отраслях экономики США со стороны японских ТНК;  

Второе, предотвращение принятия решений со стороны регулирующего агентства по поводу объявления экономической политики японских корпораций незаконным демпингом;

Третье, преодоление запрета строительство японских заводов на территории  США (в данном случае японцы как напрямую, так и косвенно особо упорно лоббируют на местном уровне);

Четвертое, защита независимого поведения японских корпораций на международном рынке, без согласования этого с таким крупным партнером кас США;

Пятое, снижение де-факто таможенных пошлин на японские товары.

Методы японского лоббирования очень разнообразны. Японцы активно используют такие косвенные методы воздействия как многочисленные образовательные программы, создание информайионных центров, финансирование броских общественных мероприятий, разработка концепций пропагандистских компаний и т.д.

Японское лобби, всегда на местном уровне участвует в строительстве заводов или вопросов местного налогооблажения. Создание и финансирование культурных центров, школ и программ является неотъемлемой частью экономической инициативы японских корпораций в каждом штате [10,с.105]. Правда, в этом смысле составляют исключения несколько приграничных с Мексикой штатов, где сильно влияние групп давления мексиканцев, но даже в этих штатах есть японское лобби.

Более 100 лоббистских организаций успешно проводят свою деятельность в качестве представителей таких экономических гигантов Японии как «Тойота», «Сони», «Митсубиши» и др. Японские компании смогли наладить деловое сотрудничество в сфере лоббирования с такими компаниями как «Хил энд Хоултон», «Глобал ЮЭСЭЙ» и также более, чем с сотней другими фирмами [11, с.44]. Это еще раз доказывает то, что японское государство использует все возможные формы и методы иностранного лоббизма для защиты своих интересов, но вместе с тем в этом контексте не упускает из виду и важность сохранения и развития двухсторонних отношений на уровне стратегического партнерства с США.

До недавнего времени под «китайским лобби» понимали абсолютно другое лобби-тайванское. Его связывали с советниками Чан Кай Ши и диссидентами из коммунистического Китая. Вследствие ухудшения своих отношений КНР с СССР официальный Пекин был вынужден наладить тесные связи с США.

Поэтому в 60-70- г.г. в США существовало определенное политическое лобби Китая вытупающее против улучшения отношений с США и Тайванем. Однако, это лобби по своему масштабу было очень маленьким. В связи с проведением реформ в Китае и его выходом на мировую экономическую сцену ситуация сильно изменилась. Если торговый оборот между Китаем и США как в абсолютном, так и в относительном виде был низким, то позже он значительно увеличился [12,с.26]. Естественно, что при таких условиях поменял свои функции и лоббизм-оно стало принимать экономическое предназнечение. Последовательно, китайское лобби стала самой влиятельной в Вашингтоне. Особенности экономических и политических отношений между США и Китаем играет решающую роль в деятельности китайского лобби. С одной стороны, положение в Китае позволяет корпорациям США переводить туда свое производство и использовать дешевую китайскую рабочую силу. В этом смысле в Китае американское лобби сильно развито. С другой стороны, перемещение бизнеса деловых кругов США в Китай способствует привлечению внимания американского правительства к защите политических и экономических интересов Китая.

По своему составу структура китайского лобби напоминает классическую структуру японского лобби: посольско-торговый совет, общественные организации- лоббирующие фирмы. Однако, если для япоснкого лобби роль общего регулятора играло Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП), то для китайского лобби эту роль играла центральная рабочая группа по отношениям с Конгрессом США.

Явно прослеживаются тенденции усиления команды лоббистов в посольстве. В 1995 году численность его сотрудников возросло с двух до пяти, а в 1997 году уже до двенадцати. Выпускник Оксфорда Шао Веньянг был назначен его руководителем.

Постараемся выявить проблемы, стоящие в центре внимания у китайский лоббистов в Вашингтоне [13, с.38].

Первое, сохранить за Китаем статус самой благоприятной с экономической точки зрения страны и нейтрализовать прикладные попытки поправок Джексона-Веника.

Второе, добиться вхождения Китая Всемирную Торговую Организацию. В этом деле ему помогают несколько американских корпораций. Китай стремиться к этому с момента создания ВТО в 1944 году, однако США препятствовало этому, потому что их политика не соответствует требованиям Высшего Соглашения по Торговле и Тарифам [14]. Несмотря на это в этом направлении всегда проводилось активная политика лоббирования.

Третье, смягчение противоречий между США и Китаем в связи с вывозом «пиратских» копий, произведенных в США компьютерных программ, музыкальных компакт дисков, видеокассет и др. Значительная часть этих «пиратских» копий появлялось на американском рынке (не говоря уже о китайском), что наносит всем производителям США и в целом всей экономике большой урон [15,с.416]. Правда, стоит отметить, что китайские власти проводят публичные казни владельцев теневых цехов, однако многие считают, что это лишь устранение конкурентов из авторитетных кланов, занятых «пиратским» производством.

Несомненно, что для КНР сохранение статуса страны с самой благоприятной экономикой является очень важной. Потому устранение этого статуса приведет к коренному изменению цен и перессмотру экономических соглашений в крупных масштабах.

Как видно, в США две крупнейшие лоббистские группы имеют схожую структуру. Эту структуру можно назвать азиатской или патриархальной.  Лоббизм такого типа характеризуется государственной поддержкой высокого уровня в защите интересов национального предпринимательства или помощью лобби в проведении государственной политики стран в отношениях с США [16,с.216]. Конечно же китайское лобби учло те условия, при которые привели к резко отрицательной реакции политических кругов и общественности Америки на деятельность японских групп давления и их опыт. Как было выше сказано, для обеих данных азиатских групп давления экономическая активность характерна в равной степени, в то время как в практике лоббизма нет ничего более политичного, чем экономика или в особенности макроэкономика. И Япония, и Китай являются крупными торговыми партнерами США и до сих пор удерживают в торговле с ними значительное положительное сальдо.

Заключение:  Из вышесказанного можно вывести следующее заключение-Японское и китайское лобби по методам своей деятельности немного различны. Китайское лобби на местном уровне практически не ведет свою деятельность, потому что в этом нет необходимости. Китай не проявляет активности в создании производств на территории США, а наоборот всячески препятствует экспорту своих рабочих мест [17, с.321]. Поэтому, местные налоги также не волнуют Китай. Обе лобби пользуются неполным лоббизмом, общественными связами, и особенно их современными технологиями. Вместе с тем, можно утверждать, что между этими двумя азиатскими лобби есть существенные различия. В первую очередь, это связано с различием политических систем существующих в данных странах.

Если японское лобби является частным и характеризуется отделением государственных интересов, то в китайском лобби первое дополняет второе и предстает с ним как единое целое. Деятельность каждого этого лобби по отношению к США различно. Японское лобби преподносит свои инвестиции как елемент роста благосостояния США, в то время как китайское лобби прельщает американские корпорации возможностью вклада инвестиций в свою экономику [18, с.19].

По последним данных, среди зарегистрированных групп среднее количество наемных лоббистов заметно увеличилось с конца 1980-х годов [19].  Из 100 организаций которые больше всего тратят на лоббирование, 95 % предстваляют бизнес. Крупнейшие компании теперь имеют более 100 лоббистов, представляющих их [20].

Одним словом, на примере японского и китайского государства, можно сказать, что иностранный лоббизм, имеющий вполне цивилизованные формы, и обеспечивающий представительство экономических и политических интересов в США обладает действенным механизмом. А это в свою очередь может расцениваться как один из факторов, обуславливающий коэфициент качества и количества отношений США с вышеуказанными странами.

 

 

Литература

1.                Walter A., Brock J. The bigness co. New York, Pantheon books, 1986, 285 p.

2.                Chomsky H. World orders old and new. New York, Columbia University Press, 1998, 301 p.

3.                Melman S. The power elite. Oxford: Oxford University Press, 2000, 111p.

4.                William M. Dugger. Corporate hegemony. Chicago, Greenwood Press, 2000, 286 p.

5.                Лобби. Политология: энциклопедический словарь/под ред. Ю.М.Аверьянова. М.,1993,249 с.

6.                Шикина М. Лоббизм, свет в конце коридора //Новое время, М., 1995, №8.

7.                Малько А.В. Лоббизм//Общественные науки и современность, М., 1995, №4. 

8.                Бятец М.В. Лоббизм в правотворческой деятельности //Правоведение, М., 1998, №1.

9.                Автомонов А.С. Лоббизм и политические партии //Представительная власть: мониторинг, анализ, информация, М., 1995, №3.

10.            Лепехин В.А. Лоббизм. М, Российской юридический издательский дом, 1995,116с.

11.            Зяблюк Н.Г. Лоббизм в США //США и Канада: экономика, политика, культура, М., 1995, №2.

12.            Сулакшин С.С. Лоббизм. Открывая рубрику//Новые рынки, М., 2002, №2.

13.            Koen Y. The China lobby in American politics. New York, Macmilan Press, 1994, 278 p.

14.            Куме К. Лоббизм и его регулирование: советы британского эксперта //Бизнес и политика, М., 1994, №1.

15.            Маклакова М.А. Юрист и лоббист. М., Дельфин, 1996, 512 с.

16.            Любимов А.П. Конституционно-правовые основы формирования лоббистских отношений в открытом обществе, М., Издание Государственной Думы, 2000, 391с.

17.            Любимов А.П. Классификация видов лоббизма, М., Наука, 2002, 348 с.

18.            Давыдов А.Ю. Факторы роста американской экономики // США-Канада: Экономика, политика, культура, М., 2006, №10.

19.            James Strickland. America's Crowded Statehouses: Measuring and Explaining Lobbying in the U.S. States. Article, 2019.

20.       Lee Drutman. The business of America is lobbying : how corporations became politicized and politics became more corporate. Oxford, New York, 2015.